Home Прокуратура 01.Религиозный экстремизм на международной арене. 28.01.14

01.Религиозный экстремизм на международной арене. 28.01.14

Религиозный экстремизм на международной арене.

 

Конец ХХ - начало ХХI вв. стали свидетелями существенного повышения агрессивности человека, серьезных вспышек различных видов экстремизма, который нередко смыкается с терроризмом. Многие экстремистские проявления имеют религиозную окраску. В связи с этим  был издан Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года. Религиозный экстремизм проявляется в деятельности целого ряда организованных преступных сообществ, зачастую по учредительным документам работающих в рамках закона, и имеющих регистрацию как юридического лица (например: религиозная или общественная организация, образовательное учреждение и т.д.), а также сообществ противозаконных с момента организации, таких как религиозная экстремистская группа.

Одним из наиболее распространенных видов формально определенных организаций  зачастую замеченных в распространении экстремизма являются религиозные организации.

Религиозной организацией согласно ч. 1 ст. 8  Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедования и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Главное отличие религиозной организации от религиозной группы – наличие у первой статуса юридического лица. В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает за него по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Религиозная организация считается созданной с момента государственной регистрации. Порядок такой регистрации определен Федеральным законом от  8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Решение о регистрации религиозной организации принимает Министерство юстиции Российской Федерации. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации религиозных организаций.

В зависимости от места регистрации различаются два вида религиозных организаций: российские (местом нахождения органов управления которой, а также местом регистрации является Российская Федерация) и иностранные (созданные за пределами Российской Федерации и в соответствии с законодательством иностранного государства. Местом нахождения руководящих органов, а также местом ее регистрации является территория иностранного государства). Деятельность в Российской Федерации иностранных религиозных организаций может осуществляться посредством создания представительств. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на нее не распространяется статус религиозного объединения.

Также необходимо отметить, что согласно п. 3 ст. 5 Федерального   закона  "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. Согласно ст. 19 данного закона религиозная организация может получить лицензию на создание учреждений профессионально-религиозного образования.

В России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

Такие данные были обнародованы в Москве в ходе «круглого стола» на тему «Тоталитарные секты - оружие массового поражения». В дискуссии приняли участие ведущие ученые-психологи, представители Русской православной церкви, а также МВД и других государственных органов.

Рассмотрим наиболее значительные документы, направленные как против расовой, национальной и религиозной дискриминации, так и против религиозного экстремизма.

Всеобщая декларация прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года), где говорится о равенстве прав людей независимо от их расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года), в котором подчеркивается, что всякое выступление, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию по признакам национальной, расовой или религиозной принадлежности, должно быть запрещено законом.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года), не допускающая дискриминации в пользовании правами и свободами на основании расы, цвета кожи, языка, религии, национального и социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам.

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года) предписывает государствам принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений.

В Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года) указано, что государства обязаны создавать защиту перечисленным меньшинствам, включая законодательные меры, обеспечив им возможность в полной мере эффективно осуществлять все права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом.

Опыт применения законов, запрещающих возбуждение религиозной вражды и оскорбление религиозных чувств верующих в Канаде, Дании, Франции, Германии и Нидерландах почти однороден - везде эти законы ориентированы на необходимость защиты человеческого достоинства и активно применяются, предусматривая как уголовную, так и гражданскую ответственность. Законодательства Канады, Франции, Дании и Нидерландов обеспечивают защиту членов религиозных групп наравне с группами, объединяющим признаком которых является общность расы, национального или этнического происхождения. Законы Франции обеспечивают защиту лиц на основании их принадлежности или непринадлежности к определенной этнической, национальной, расовой или религиозной группе. Существенной чертой французской системы является право неправительственных организаций, в чьи задачи входит борьба с расизмом, возбуждать не только гражданские, но и уголовные дела по фактам расистских выступлений. Таким образом, большинство дел возбуждается антирасистскими организациями. Они вправе участвовать в возбужденном по их ходатайству деле наряду с представителем государственного обвинения, и при успешном исходе суд может взыскать в их пользу расходы по ведению дела.

В Италии запрещены создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи дискриминации, национальной или религиозной вражды и установлены меры наказания для организаторов, участников и содействующих им лиц, а также уголовная ответственности за демонстрацию в общественных местах и на митингах запрещенных эмблем и символов.

В Германии с середины 80-х годов существуют специальные поправки к Конституции, запрещающие любую деятельность экстремистских организаций. В Основном законе Федеративной Республики Германии подчеркивается, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам вероисповедания, религиозных или политических взглядов; свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения нерушимы; государство гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов; пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, как и права, приобретенные на государственной службе, независимы от исповедуемой религии (ст. 3, 4, 9, 33).

В США борьба с различными проявлениями экстремизма, в том числе и религиозными, объявлена одной из важнейших задач обеспечения внутренней безопасности государства. При этом вооруженный экстремизм определяется как незаконное использование или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, достижения политических, религиозных или идеологических целей.

В Конституции Японии подчеркивается, что все люди равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношении по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения; свобода мысли и совести не должна нарушаться и гарантируется для всех; ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью; никто не может принуждаться к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях или обрядах; государство и его органы должны воздержаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности.

Совсем недавно в Казахстане Нурсултаном Назарбаевым подписал закон «О противодействии экстремизму». Согласно закону, иностранные или международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Казахстана и других государств, «признаются экстремистскими» в судебном порядке и «по заявлению прокурора». Предусматривается ведение учета экстремистских организаций, а также лиц, привлеченных к ответственности за проявления экстремизма.

Таким образом, законодательство устанавливает запрет на создание и деятельность религиозных объединений, цель которых - утверждение в стране верховенства одной религии, на разжигание религиозной вражды или розни, пропаганду религиозного экстремизма.

Примером межгосударственного сотрудничества в области регулирования свободы слова и вероисповедания могут служить сотрудничество в этой области России и Белоруссии. Согласно исследованиям, проведённым в 2005 году, более 80% верующего населения Беларуси являются православными, 14 принадлежат католической церкви, 0,4 исповедуют протестантизм, 0,2 — ислам, 3,2% отдают предпочтение другим формам вероисповедания. Всего в Республике Беларусь зарегистрированы 26 конфессий.

Отношение к представителям различных верований в Беларуси корректное. По законодательству Республики Беларусь финансовые и имущественные пожертвования, другие доходы религиозных организаций налогами не облагаются. Эти льготы предоставляются всем конфессиям.

И в Беларуси и в России свобода вероисповедания провозглашена в конституциях и охраняется законом.

В Российской Федерации действуют официально зарегистрированные религиозные организации, представляющие 54 конфессии. Запрещены только религиозные секты, которые в своей деятельности используют антигуманные, направленные против здоровья людей или человечности формы и методы. Снижает эффективность борьбы с сектантами то, что процедура судебного запрета на их деятельность еще не выработана.

В приложении к Итоговому документу Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза XXI века» (Нижний Новгород, 23-25 апреля 2001 г.) отмечается, что наиболее известными и опасными современными деструктивными культами являются:

««Церковь сайентологии» и другие хаббардистские организации (центры дианетики, «Нарконон», «Криминон» и пр.), «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), «Церковь объединения» и другие мунитские организации («Федерация семей за мир во всем мире» и пр.), «Общество сознания Кришны» и другие неокришнаитские миссии на Западе, «Трансцендентальная медитация» и другие организации Махариши, «Ананда марга», «Сахаджа-йога», культ Шри Чинмоя, «Брахма Кумарис», культ Сатьи Саи Бабы, культ Ошо Раджниша, «Аум Синрикё», «Фалуньгун», «Семья» («Дети Бога»), «Церковь Христа» (т. н. бостонское движение), «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли, «Движение веры» (неопятидесятники, в том числе такие секты как «Церковь новое поколение», «Слово жизни», «Церковь Завета», «Живая вера», «Живая вода», «Церковь на камне», «Новая жизнь», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», «Церковь Любви Христа», различные «церкви полного Евангелия» и пр.), «Братство фиолетового пламени», «Новый Акрополь», «Синтон» Козлова, «Церковь Божией Матери Державная» («Богородичный центр»), «Белое братство», «Ревнители истинного благочестия» (секта Петра), «Церковь последнего завета» (секта Виссариона), культ Порфирия Иванова, культ «Анастасии», «Школа Щетинина», секта Евгения Березикова, «Радастея», секта Столбуна, «Тетрада», секта Толгата Акбашева, «Страна Анура», секта Ольги Асауляк, «Школа Лхасы» (секта А. Червоненко), «Академия фронтальных проблем им. Золотова», «Троянова тропа», «К богодержавию» (секта отставного генерала Петрова), псевдотантрические секты Лапина и Руднева, «Астральное карате», «Рейки», различные коммерческие культы и многие другие.

В итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» (2002 г., г. Екатеринбург) указаны тоталитарные секты неопятидесятников:

- «Движение веры», «Ассамблея мира», «Благодать» (The Grace), «Дерево Жизни»;

- «Жатва мира» (Ассоциация христиан веры евангельской «Глобальная стратегия»);

- «Живая вера», «Живое Слово», «Живая Церковь Бога», «Источник Жизни», «Любовь Христа», «Слово Истины», «Мессианские евреи» и ряд групп «Евреи за Иисуса»;

- «Новая Жизнь», «Посольство Божие», «Роса», «Свет Пробуждения», Скиния Бранхема;

- «Слово Жизни», «Церковь Бога Живого», «Церковь Любви Христа», «Церковь на камне»;

- «Церковь «Новое поколение», «Церковь Завета», «Церковь Иисуса Христа»;

- «Церковь Победы», «Церковь прославления», «Часовня на Голгофе»;

- «Международная церковь четырехугольного (четырехстороннего) Евангелия»;

- различные «Церкви полного Евангелия» и др.

В феврале 2003 года в Генеральную прокуратуру России поступило сообщение Федеральной службы безопасности об организациях, наносящих наибольший ущерб безопасности Российской Федерации, и необходимости признания их террористическими. В число таких организаций входят:

1. «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа» (Чечня, руководитель – Басаев);

2. «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (Чечня, руководители – Басаев, Удугов);

3. «База» («Аль-Каида», Афганистан, руководитель Усама бен-Ладен);

4. «Асбат аль-Ансар» (Ливан);

5. «Священная война» («Аль-Джихад», «Holy War», Египет);

6. «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия», Египет);

7. «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун», «Muslim Brotherhood», международная);

8. «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Islamic Salvation Party», международная);

9. «Лашкар-И-Тайба» (Пакистан);

10. «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами», Пакистан);

11. «Движение Талибан» (Афганистан);

12. «Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана);

13. «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль Иджтимаи», «Social Reform Society», Кувейт);

14. «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами», «Islamic Heritage Revival Society», Кувейт);

15. «Дом двух святынь» («Аль-Харамейн», Саудовская Аравия).

Примерами распространения  религиозного экстремизма в деятельности религиозных объединений в Российской Федерации может служить признание незаконной и запрещение судом деятельности Ставропольской региональной общественной организации "Федерация молодежи за мир во всем мире", проповедующей деструктивное религиозное учение "Секты Муна". В средствах массовой информации проведена разъяснительная работа, направленная на раскрытие истинного содержания этой организации.

За нарушения законодательства в Воронеже была ликвидирована в судебном порядке "Воронежская местная религиозная организация мусульман" и некоторые другие организации, насаждающие экстремизм.

В январе 2003 г. прокуратурой Ставропольского края проверено исполнение Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" исламскими организациями. По результатам проверки внесено представление Управлению Минюста Российской Федерации по Ставропольскому краю о ликвидации и запрете деятельности на территории края таких объединений, как "Религиозное общество мусульман-суннитов Ханафитского мазхаба села Канглы Минераловодского района", "Религиозное общество мусульман-суннитов Ханафитского мазхаба села Каясула Нефтекумского района", "Религиозное общество мусульман г. Нефтекумска". В виду многочисленных нарушений федерального и республиканского законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях решением суда от 3 июля 2002 г. был ликвидирован Кабардино-Балкарский Исламский институт, учрежденный Духовным управлением мусульман Кабардино-Балкарии.

Головинский суд Москвы удовлетворил ходатайство прокуратуры Северного округа столицы и принял решение о ликвидации московской общины "Свидетели Иеговы" . Прокуратура обвиняла членов общины в экстремистской деятельности.

Попытки запретить деятельность московской общины "Свидетели Иеговы" предпринимались и ранее. Так, процесс по делу "Свидетелей Иеговы" начался в сентябре 1998 г. Прокуратура Северного округа в ходе проверки пришла к выводу, что деятельность общины направлена на разжигание религиозной розни, разрушение семьи, члены общины склоняли тяжело больных людей к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам. Но в 2001 г. Головинский суд вынес решение в пользу "Свидетелей Иеговы", отказавшись удовлетворить исковое заявление прокуратуры о ликвидации общины. В свою очередь Мосгорсуд, куда с кассационным протестом обратилась прокуратура, отменил это решение и направил дело на новое рассмотрение. В результате московская община "Свидетели Иеговы" как экстремистско-религиозная организация была ликвидирована.

В дальнейшем была запрещена деятельность местной религиозной организации Свидетели Иеговы  г. Таганрог. 11 сентября 2009 года Ростовский областной суд удовлетворил требование прокурора Ростовской области, с которым тот обратился 11 июня 2009, о ликвидации, запрете деятельности и признании экстремисткой местной религиозной организации Свидетели Иеговы "Таганрог"; о признании материалов организации экстремистскими, их конфискации и включении в федеральный список экстремистских материалов; об обращении имущества организации в собственность Российской Федерации.

В Сахалинской области, например, удалось совместными усилиями предотвратить распространение экстремисткой идеологии религиозными организациями прихода «Святого Иакова» Римско-Католической Церкви и общиной Свидетелей Иеговы через образовательные учреждения .

Экстремисткой деятельностью занимаются и иностранные религиозные объединения, находящиеся на территории Российской Федерации. В России запрещается деятельность религиозных объединений иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством.

Из примеров судебной практики можно привести рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации в феврале 2003 г. заявления Генерального прокурора Российской Федерации о признании террористическими 15 международных организаций, в том числе религиозных. Суду были представлены данные о том, что отдельные эмиссары этих организаций появлялись в России, в том числе  в Чечне, распространяли религиозную литературу экстремистского содержания. Верховный Суд запретил деятельность на территории России этих организаций. Следует отметить, что, по данным Минюста РФ, ни одна из этих организаций за регистрацией в России не обращалась.

Несмотря на целый ряд мер предпринимаемых государством для ликвидации организованных преступных сообществ экстремисткой направленности имеющих формальный юридический статус будь то религиозная или общественная организация, гуманитарный фонд или образовательное учреждение предотвратить экстремизм не всегда удается.

Экстремистские религиозные объединения предпочитают действовать в форме неформальных объединений – религиозных групп, которые не подпадают под контроль государства. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную. В связи с этим присутствует необходимость в соответствующей бдительности граждан. Данная бдительность должна проявляться не только во взрослой среде, но и в подростковой, как наиболее психологически неустойчивой и поэтому легкодоступной для вербовки.

 

 

помощник прокурора

Красногорского района

 

юрист 3 класса                                                                                                                         А.А. Генералов

Комментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
 

Дорогие друзья!

Приветствуем Вас на сайте Администрации Красногорского района Алтайского края.

На страницах нашего сайта Вы найдете достоверную информацию о работе Администрации района, сможете познакомится с историей, узнаете о важных событиях в жизни района.

Открытость и доступность информации – одно из важных условий развития успешного общества. И мы делаем все, чтобы работа Администрации района была понятной и открытой.

Надеюсь, что, заглянув на наш сайт, Вы захотите совершить не только виртуальное, но и реальное путешествие по гостеприимной Красногорской земле.

Искренне надеемся, что сайт станет Вашим надежным спутником, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Мы рады, что наше общение стало удобным и доступным!


Регистрация / Вход

 

2018
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      


Случайная новость

Постановление по прилегающим территориям

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.